Виртуальный музей физического оборудования музейно-педагогического комплекса "Феникс" Взгляд сквозь время: наглядное преподавание физики в школах Санкт-Петербурга
Впервые домашние опыты и наблюдения стали проводиться в Москве в 1934/35 учебном году автором настоящей книги в школе № 85 (ныне № 103) Краснопресненского района. Автор постепенно разрабатывал специальные домашние задания, публикуя их изредка в сборниках и журналах и сообщая в докладах на учительских конференциях. Указанные статьи и доклады сыграли большую роль в распространении среди учительства домашних опытов как методического приема.
Основные идеи автора, как и целый ряд его домашних экспериментальных заданий, не раз использовались в учебниках и различных работах по методике физики. В 1951 г. вышло методическое письмо Министерства просвещения РСФСР, после чего домашние опыты по физике как новый методический прием приобрели «права гражданства.
Значение и место домашних опытов и наблюдений по физике в общей системе воспитания и обучения станет яснее, если начать с обозрения разнообразных форм труда, из которых должен составляться для школьника процесс изучения физики.
Эти формы следующие:
Слушание рассказа преподавателя;
Наблюдение за демонстрацией опытов, проводимых учителем в классе при объяснении нового урока или при повторении пройденного;
Опыты, проводимые самими учащимися в классе во время уроков в процессе фронтальной лабораторной работы под непосредственным наблюдением учителя;
Опыты, проводимые самими учащимися в классе во время физического практикума;
Опыты-демонстрации, проводимые учащимися в классе при ответах;
Опыты, проводимые учащимися вне школы по домашним заданиям учителя;
Наблюдения кратковременных и длительных явлений природы, техники и быта, проводимые учащимися на дому по особым заданиям учителя;
Изготовление учащимися дома приборов, наглядных пособий, таблиц, диаграмм, плакатов, чертежей, альбомов, вычерчивание графиков по особым заданиям учителя;
Зарисовка или вычерчивание учащимися в классе или на дому приборов, моделей, установок,машин и т. д.;
Критический разбор приборов, конструкций,установок, явлений, формул, чертежей, статей или брошюр,производимый учащимися по особым индивидуальным домашним заданиям учителя;
Конструирование самим учащимся на дому новой модели, нового прибора, новой установки по особым индивидуальным заданиям учителя;
Придумывание самими учащимися примеров, иллюстрирующих то или иное физическое явление или величину (примеры инерции, рычагов, равномерного, вращательного или колебательного движения, резонанса, применения электромоторов и пр.);
Подбор рисунков, чертежей, картинок, открыток, газетных статей и брошюр, относящихся к данной теме;
Составление задач на отдельные формулы физики или комбинированных задач на ряд формул из одного или разных отделов физики, проводимое самим учащимся по особым индивидуальным заданиям учителя;
Решение задач;
Чтение учебника в классе с участием учителя (объяснительное чтение);
Самостоятельное чтение учебника на дому, а также чтение брошюр и книг;
Выполнение письменных контрольных работ;
Составление на дому ответов на вопросы качественного характера, заставляющие задуматься, поразмыслить («поломать голову»);
Составление конспектов на ту или иную статью или целую главу учебника;
Подготовка и выступление с докладом; 22) участие в школьной газете или журнале по физике;
Участие в школьных тематических вечерах по физике;
Участие в экскурсиях на завод, электростанцию, в гараж, к паровозу, трактору, комбайну или другим техническим объектам;
Участие в летних каникулярных работах и наблюдениях по физике и технике, выполняемых самими учащимися по особым летним заданиям учителя;