Виртуальный музей физического оборудования музейно-педагогического комплекса "Феникс" Взгляд сквозь время: наглядное преподавание физики в школах Санкт-Петербурга
В деле постановки преподавания физики в нашей средней школе уже не первые годы заметно некоторое оживление. Исключительно словесное преподавание этого экспериментального предмета, так называемая «меловая физика», постепенно отступает в область предания. Преподаватель физики, вовсе не владеющий и не пользующийся классным экспериментом, надо надеяться, скоро станет редкостным исключением. Физические кабинеты с не действующими приборами заменяются действующими лабораториями. Затем, получают не только общее признание, но и достаточно широкое распространение самостоятельные практические занятия учащихся в лаборатории.
Признание обязательности классного эксперимента при обучении физике стало общим, местом, и о нем, конечно, не спорят; второе положение о необходимости практических занятий учащихся также, повидимому, получает общее признание, но к сожалению не в столь категорической форме, как первое. Самые ревностные поборники практических занятий часто признают их обязательность практически хорошо неосуществимой, а потому и ненужной. Силу этих взглядов придется признать, если видеть возможность самостоятельных лабораторных работ учащихся только в тех формах, которые обычно рекомендуются и применяются. Если самостоятельные работы учеников не связываются органически с прохождением самого курса, а идут параллельно с ним; если поставленные работы являются в достаточной мере случайным набором задач, а не стройною методически разработанною системою лабораторного курса; если оне, наконец, производятся в неурочное время или часы, специально отведенные практическим занятиям,—то такие работы, как пристройка к зданию, а не одна из фундаментальных частей его, могут быть или нет, а потому могут быть и но обязательны...
Постановка самостоятельных ученических работ, о которой я здесь говорю, настолько отличается от того, что обычно понимается под словами «практический занятия по физике», что в дальнейшем я для определенности буду называть тот метод ведения курса, который я в настоящей книге излагаю, «методом лабораторных уроков».