От автора.
Один из замечательнейших русских педагогов, чьи идеи еще далеко не оценены, покойный В. В. Лермантов различал по изложению, физику стерилизованную и физику плодоносящую . Он говорил. „Академическая или чистая наука свою линию ведет: ей до обыденной работы человеческой дела нет.
Наука собирает знания, записывает их в порядке, чтобы потом удобно было найти, что нужно, старается все объяснить найти общие причины многих отдельных случаев, чтобы потом можно было вперед предсказать, что выйдет, если сделается то и то вместе. Ну, и выходит что-то вроде огромной кладовой с товаром: все уложено в ящиках, ящики под нумерами, на полках в шкафах и в комнатах, тоже занумерованных. Когда что нужно, хозяин сейчас справится, где лежит, и найдет, а чужой ничего не найдет, хоть весь день ищи, разве только случайно наткнется Хозяин, это — ученый, основательно знающий свою специальность; он один может применять эту науку к практике". Физика, преподаваемая в школах, есть как бы чрезвычайно сг
щенный экстракт такой академической науки. Она представляет собою в маленьком объеме совокупность крупнейших научных обобщений в данной отрасли знания за 2000 слишком лет. А так как этих обобщений очень много в каждом из „отделов физики", то преподавателю или учебнику, экономящим время и место, приходится говорить обо всем, но в то же время приходится говорить как можно меньше о всяком отдельном предмете, а в особенности о слишком частных случаях, о вопросах практических. Получается знание хотя интересное, развивающее, но стерилизованное, в том смысле, что кто обладает только этим знанием, тот не сумеет его применить на практике а подчас не увидит того пути, который ведет от науки к практике. Такое знание недостаточно ценно для большинства людей, которые хотят не только знать, но и уметь.
В.В. Лермантов бвл горячим пропагандистом физики плодоносящей, то есть непосредственно примеимой к решению технических вопросов. Опыты подобного рода изложения от дал в своих книжках: "О том, как работают машины" и "Материя и энергия".
Настоящий учебник написан в духе его идей: с постоянным обращением к технике, — так, чтобы читающие и изучающие, с одной стороны, почерпнули отсюда не только знание, но и умения, а с другой стороны — чтобы им сделалось ясно, что целесообразное решение чисто-практических вопросов может получиться только на основании науки. Поэтому я позволяю себе посвятить эту книжку памяти Владимира Владимировича
Лермантова.