Виртуальный музей физического оборудования музейно-педагогического комплекса "Феникс" Взгляд сквозь время: наглядное преподавание физики в школах Санкт-Петербурга
Предназначая мою книгу, какъ пособiе при обученiи дѣвицъ, и принимая въ соображенiе, что физику начинаютъ преподавать имъ въ томъ возрастѣ, когда умственныя силы обыкновенно не довольно развиты, я долженъ быль заботиться объ общепонятности. Та же причина и незначительное математическое образоваше дѣвицъ заставили меня избегать всякихъ математическихъ вычислений и построенiй и пользоваться ими только тамъ, гдѣ соотношение чиселъ и линiй составляетъ, самую сущность явлешй и гдѣ оно не сложно. Доказательство истины приводилось только въ томь случаѣ, когда для пониманiя его не требовалось чрезмерно большихъ знаний; иначе я вовсе опускалъ доказательство и опирался на механику или математику, считая за лучшее излагать догматаически, нежели прiучать учащихся къ туманнымъ представленiямъ и неточными разсужденiямъ и тѣмъ извращать ихъ природный здравый смыслъ Стремясь облегчить понимание предмета, я упростилъ чертежи, такъ что многие изъ нихъ скорѣе изображаютъ идеи приборовъ, нежели самые приборы...