Виртуальный музей физического оборудования музейно-педагогического комплекса "Феникс" Взгляд сквозь время: наглядное преподавание физики в школах Санкт-Петербурга
Гдѣ только возможно, знание должно быть внедряемо въ умъ другаго
тѣмъ самымъ путемъ, какимъ оно впервые открыто.
Беконъ.
Предлагаемый учебники имѣетъ особенность, на которую считаю не лишнимъ указать. Приведенный эпиграфъ даетъ о ней понятие. При изложена всѣхъ важнѣйшихъ положенiй науки я старался уловить нить идей изобретателей, и гдѣ только представлялась возможность говорилъ ихъ собственными словами. Такое введенiе въ учебное руководство историческаго элемента въ тесномъ слиянiи съ элементомъ догматическимъ, безъ ущерба для последняго, но въ оживленiе и поясненiе, казалось мне весьма полезными, по отношение къ предмету который есть представитель естествознания въ ряду наукъ введенныхъ въ кругъ общаго образования и оть преподаванiя котораго можно желать не только сообщенiя полезныхъ фактическихъ свѣдѣнiй, но и вклада въ духовное развитiе учащагося. Духъ естествознанiя есть по преимуществу духъ изысканiя и открытiя. Истинная школа логики открытий заключается въ ихъ философской исторiи, въ раскрытiи тѣхъ путей, какими достигнуты великiя прiобрѣтенiя въ области изученiя природы. Съ другой стороны, слiянiе историческаго и догматическаго элементовъ, опыта котораго желалъ я дать въ настоящемъ сочиненiи кажется мнѣ полезнымъ и собственно въ педагогическомъ отношении.
Процессъ перваго изучения, какимъ учащiйся входить въ новый для него мiръ, имѣетъ сходство съ процессомъ самого открытiя, первый актъ котораго есть рожденiе мысли внезапно освещающей и разделяющей то, что представлялось темнымъ и слитнымъ.