Виртуальный музей физического оборудования музейно-педагогического комплекса "Феникс" Взгляд сквозь время: наглядное преподавание физики в школах Санкт-Петербурга
Задача физики, или ученья о природѣ, заключается въ наблюденiи изменяющихся явленiй въ тѣлахъ и установленiи законовъ, по которымъ они совершаются. Подъ тѣломъ въ физике разумѣютъ все, что занимаетъ часть пространства.
Всякое измѣненiе въ состоянiи тѣла обнаруживается на нашихъ органахъ чувствъ (ухѣ, глазѣ и т. д.) путемъ впечатленья, и воспрiятiе этого впечатленья мы называемъ явленьемъ; въ основѣ послѣдняго всегда лежитъ некоторая причина, которой мы даемъ названье силы. Напр., 1) тело, лишенное опоры, всегда падаетъ въ направлении соответственного радiуса земного шара; движенье это вызывается притяженiемъ земли и происходит по извѣстнымъ законамъ (законамъ паденья). 2) Колъ, частью выступающiй изъ воды и самъ по себѣ прямой, кажется сломаннымъ у поверхности воды. 3) Жидкость, вытекающая изъ боковой стѣнки сосуда, движется всегда по кривой линiи, называемой параболой, и т. д.
Чтобы установить закономерность этихъ физическихъ явленiй, физикъ долженъ наблюдать ихъ и заставлять ихъ происходить при самыхъ различныхъ обстоятельствахъ. Полученные результаты наблюдения ведутъ къ установленiю физическаго закона, который можетъ быть облеченъ въ математическое выраженье, въ такъ называемую формулу.
Мы производимъ наблюденiя всегда надъ действительно существующими телами природы (физическими телами); подъ теломъ мы представляемъ себе часть неогранiченнаго (безконечнаго) пространства, ограниченную плоскостями или вообще поверхностями. Эта ограниченная часть пространства должна быть наполнена какимъ нибудь веществомъ или матерьей (дерево, железо, вода, воздухъ и т. д.).
Физическiя тела обладаютъ рядомъ общихъ свойствъ, который будутъ разобраны въ нижеследующемъ.