Сравнительно съ новорожденнымъ ребенкомъ даже самый неразвитой и необразованный человѣкъ обладаетъ громаднымъ запасомъ самыхъ разнообразныхъ свѣдѣнiй. Почти всякiй, напр., знаетъ, что такое сахаръ, мѣлъ, каменная соль. Но врядъ ли мноие задумывались надъ тѣмъ, откуда и какимъ путемъ получили они эти свѣдѣнiя и какъ могли бы ихъ передать другимъ, кто этихъ свѣдѣнiй не имѣетъ.
Если бы человѣкъ, который знаетъ, что такое каменная соль, захотЬлъ объяснить это человѣку, не знающему этого, то онъ сказалъ бы, что каменная соль есть прозрачное гладкое вещество, твердое, холодноватое наощупь, безъ запаха, соленое на вкусъ. Слово "прозрачное" - было бы совершенно не понятно слепорожденному, потому что такой человѣкъ не знаетъ, что такое свѣтъ, не понимаетъ, какъ свѣтъ можетъ проходить черезъ одни тѣла и не проходить черезъ другiя,— и никакiя слова, никакая музыка, ничто не въ состояши выяснить слепорожденному, что значить, что каменная соль «прозрачна». Это можетъ понять только человѣкъ зрячiй или, по крайней мѣрѣ,—тотъ, кто былъ когда-нибудь зрячимъ. Значитъ, понятiя о прозрачности каменной соли прiобрѣтается человѣкомъ исключительно благодаря наличности чувства зрѣнiя. Но если бы зрячему дали кусокъ каменной соли в] темнотѣ, то онъ не узналъ бы, что она прозрачна: для этого надо, чтобы въ его глазъ попалъ свѣтъ, прошедшей сквозь эту соль.
Такимъ образомъ gриходимъ къ заключению, что о прозрачности каменной соли мы узнаемъ благодаря глазамъ, благодаря чувству зренiя и благодаря свѣту.