Категории раздела

История музея [1]
Методические пособия [89]
Учебники по физике [143]
Задачники по физике [63]
Физический эксперимент [66]
Лабораторные работы [39]
Описания л/р, практикумов. Практические задания. Опыты и наблюдения в домашних условиях. Исследовательские практики.
Каталоги. Оборудование кабинетов. [19]
Каталоги и описания оборудования для кабинета физики.
Рукописи [20]
Научно-популярные издания [82]
Литература для внеклассного чтения по физике.
Астрономия [55]
Справочники [11]
Справочники, словари, энциклопедии

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 162

Статистика

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 02.05.2024, 19:56
Приветствую Вас Гость | RSS       Запомнить сайт
Виртуальный музей физического оборудования
музейно-педагогического комплекса "Феникс"

Взгляд сквозь время: наглядное преподавание физики в школах Санкт-Петербурга
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Библиотека » Учебники по физике

Соловейчик И.А. ФИЗИКА. МЕХАНИКА
[ · Скачать удаленно (16 Мб., PDF) ] 03.11.2022, 10:50
Кликните, чтобы увеличить масштаб
Соловейчик Иосиф Абрамович
(1915 - 1995)
Основой настоящего пособия послужил учебник физики для старших классов средней школы, написанный выдающимся педагогом и замечательным человеком Иосифом Абрамовичем Соловейчиком. Учебник представлялся на конкурсы, был премирован и рекомендован к печати, но по ряду причин только теперь впервые выходит в свет значительным тиражом.
Конечно, печатный текст лишь в ограниченной мере может передать необычайное обаяние личности И. А. Соловейчика, но присущая ему своеобразная манера изложения — на первый взгляд несколько наивная и простодушная, а на самом деле чрезвычайно строгая и кристально ясная — полностью сохранилась в публикуемом пособии.
Одно из его громадных достоинств — безукоризненная логическая и терминологическая строгость, отсутствие недомолвок и расплывчатых туманных описаний, отточенность и выверенность всех формулировок, четко расставленные акценты на главном и второстепенном. Трудные места не “замазываются”, а специально рельефно выделяются, и, что быть может еще важнее, не создаются искусственные трудности там, где их на самом деле нет. Автор, человек глубокой культуры и эрудиции, обладал удивительным и редким педагогическим даром — умением поставить себя на место ученика, впервые постигающего чудеса и премудрости науки. Думается, именно это позволило ему обойти бесчисленное множество подводных камней, которые делают написание хороших учебников физики для старших классов школы и первых курсов вуза неимоверно сложным делом.
Абитуриенты и студенты младших курсов, готовясь к экзаменам, часто не учитывают следующего обстоятельства. Их экзаменаторы обычно лишь приблизительно знают границы рамок школьного курса физики, а наличие или отсутствие в нем мелких деталей и подробностей вообще представляют себе достаточно туманно. В результате нередко масса времени и труда, затраченные на зазубривание какого-то сложного и хитроумного примера, пропадают зря — с точки зрения экзаменатора это оказывается второстепенным обстоятельством. В то же время место, по которому ученик лишь скользнул взглядом и пропустил ввиду кажущейся простоты и очевидности, является совершенно принципиальным, требует детальных комментариев, точности и аккуратности в употреблении слов и ведет к таким следствиям, о которых не очень внимательный читатель даже и не подумал.
С этой точки зрения особенно важно, как для дальнейшего изучения физики, так и для успешной сдачи экзаменов, не только и не столько механическое запоминание формул или определений, сколько овладение кругом идей и стилем мышления физики.
Учебник И. А. Соловейчика удивителен и уникален в этом отношении. Каким-то непостижимым образом автору удается с самых первых страниц передать и привить читателю именно дух и стиль физического, и вообще естественнонаучного, подхода к окружающему миру.
Одна из главных особенностей учебника — это постоянное обращение автора к элементарному здравому смыслу читателя. Как показывает опыт, многие школьники и абитуриенты воспринимают физику как нечто “заумное" и не очень-то связанное с реальностью. За шелухой громоздких математических формул, хитроумных экспериментов и сложных словесных определений просто теряется из виду, что физика — это наука об окружающем нас мире.
И еще одна общая характерная черта естественнонаучного стиля мышления, которая пронизывает весь учебник, — изучение закономерностей, существующих в природе, всегда требует какой-то степени идеализации. Умение сосредоточиться на существенном, отбросив до времени остальное — это признак высокого профессионализма. Необходимость же всякий раз аккуратно оговорить и держать в голове, чем именно пренебрегается и где поэтому лежат пределы справедливости данного рассмотрения, — признак общей культуры. Учебник не пренебрегает ни одной возможностью последовательно прививать читателю эту общую культуру мышления.
Наконец, учебник написан очень хорошим и совершенно “не казенным" русским языком. Данный учебник просто приятно читать, и, кроме того, он исподволь учит читателя умению внятно, четко и совершенно неформально излагать свои мысли — умению, которое высоко ценится во всех сферах человеческой деятельности.
 
А. А. Самарцев. кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник
Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича
Категория: Учебники по физике | Добавил: fizmuzspb
Просмотров: 240 | Загрузок: 80 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Яковлева Т.Г., Матвеев В.Л., Смирнов Н.В. © 2024