Трубка, наполненная жидкостью, с шарикомПростой самодельный прибор позволяет получить прямолинейное равномерное движение с разными скоростями, чего нельзя получить с другими приборами.Прибор спроектировал Красиков Федор Назарьевич в 20-ые годы прошлого века. В условиях гражданской войны (1917-1922) кабинеты учебных пособий находились в полуразрушенном состоянии: большинство приборов утрачено и или выведено из строя; заменить их покупными нет возможности; ремонтировать их крайне затруднительно. Между тем, успех преподавания физики и естественных наук зависит от наглядности преподавания, от опытных демонстраций и от правильной постановки практических занятий. В связи с этим возникла острая необходимость прибегнуть к «самодельщине». Прибор, находящийся в коллекции кабинета физики СПб АППО, имеет следующую конструкцию: стеклянная трубка длиной около метра с внешним диаметром 12 мм, заполнена водой, в которой находится шарик. Шарик сделан из воска, чем-либо утяжеленного. Концы трубки герметично закупорены цилиндрическими самодельными палочками (длиной 4-5 см) из замазки Менделеева. Из-за долгого контакта с водой замазка начала менять свои свойства, что видно по окраске воды. Это явление позволяет утверждать, что прибор изготовлен в первой половине прошлого века. Во время демонстрации трубка устанавливается на классной доске вдоль заранее начерченной линии. Положение движущегося шарика отмечается мелом на линии через равные промежутки времени. Для отсчёта равных промежутков времени используется метроном. Скорость шарика изменялась наклоном трубки. Органайзер исследователя 1. Посмотрите видео и выполните практическую работу по определению средней скорости движения шарика/пузырька воздуха. Подсказки: а) для измерения времени можно использовать возможности видеофайла; б) путь можно измерять линейкой. 2. Можно ли утверждать, что движение шарика/пузырька воздуха равномерное? Проверьте свое утверждение практически. Что для этого нужно предпринять? |