НАЗАД Модель судового винта

Изучение музейного предмета строится по определённой схеме. В рамках данной статьи покажем шаги, предпринимаемые исследователем.

Шаг 1: Внешний осмотр, чтобы определить название, источник поступления. фирму изготовителя, подлинность; провести необходимые измерения и др.


При сопоставлении внешнего вида подлинного прибора с рисунками из сетевого каталога учебных пособий F.Volckmar, L. Staackmann, Albert Koch & Co (изд. 1908 г.) было установлено название рельефной модели-модель корабельного/судового винта.
На принадлежность модели к коллекциям Педагогического музея военных учебных заведений указывает инвентаризационная бумажная наклейка на раме прибора, к которой крепятся колеса. Известно, что первый каталог физических приборов, имеющихся в Музее ВУЗ был издан в 1873 году, но в нем описания модели судового винта нет. Из этого следует, что модель была поставлена на учет после 1873 года. Источник поступления неизвестен.
Шаг 2. Поиск причин разработки нового наглядного пособия.
Историческая справка. В Петербурге на Охтинском Адмиралтействе в августе 1848 г. спущен на воду пароход-фрегат «Архимед» — первое судно русского флота, на котором был использован в качестве движителя двухлопастной гребной винт. Строителем корабля был полковник И. А. Амосов. Корабль с четырьмя машинами общей мощностью 300 л. с., водоизмещением 2400 т., вооружением — 48 орудий.


Стало понятно, что наглядное учебное пособие создавалась для разъяснения устройства и принципа действия современного для того времени технического устройства. Учитывая, что событие произошло в Петербурге, можно предположить, что модель изготовлена местными мастерами (о производстве физических учебных приборов до 1917 года).
Для поиска раздела (темы) курса физики, где мог упоминаться прибор, самыми подходящими по году издания (1868) оказались учебники физики А. Малинина (Москва) и К.Д. Краевича (Петербург).
Наверняка читатель уже догадался, в каком из них нашлась необходимая информация.
Шаг 3. Дать краткую характеристику музейного объекта.
Прибор представляет собой четырехколесную тележку, на которой установлена горизонтальная железная ось; на ось «нанизаны» массивный маховик с латунным шкивом для накручивания бечевы; деревянная ручка, покрытая черным лаком и трехлопастной латунный винт. Общие габариты прибора: длина – 25 см; ширина – 15 см; высота – 20 см. Прибор не работает, т.к. утеряно одно колесо.
Шаг 4. Составить рассказ о назначении физического прибора.
Предлагаем Вам самостоятельно сделать четвертый шаг, используя органайзер исследователя.

Органайзер исследователя
1. Прочтите короткий текст из учебника К.Д. Краевича. Сопоставьте текст с фотографией модели.
Укажите элементы прибора, моделирующие работу паровой машины, работу движителя судна, само судно.
Как Вы думаете направление движения тележки-судна, связано с направлением намотки бечевки на шкив или с углом наклона лопастей к оси?
2. Внимательно рассмотрите рисунки.

Рисунок 1 из каталога F.Volckmar, L. Staackmann, Albert Koch & Co Рисунок 2 из каталога товарищества «Культура»

Какой прибор на Ваш взгляд предпочтительнее для показа принципа действия корабельного винта? Поясните свой выбор, используя знания физических законов кинематики и динамики.

Рейтинг@Mail.ru