НАЗАД

Раздвижной конденсатор системы Кольрауша

В коллекции кабинета физики СПб АППО находится два раздвижных конденсатора^ один системы Ф. Эпинуса, другой - Ф. Кольрауша.

Рис.1 Внешний вид1) конденсатора Франца Эпинуса (1728-1802) Рис.2 Внешний вид2) конденсатора Фридриха Кольрауша (1840-1910)

В конструкции раздвижного конденсатора, отечественного производства, кроме идей немецких ученых-физиков, видны важные дополнения: одна из пластин конденсатора закреплена неподвижно, другая пластина плавно перемещается вдоль направляющих при помощи ручки и червячной передачи; салазки-штатив для крепления пластин из диэлектрика легко снимается; пружинные держатели предназначаются для металлических шаров и заостренных стержней, которые утеряны.


Прибор предназначен для проведения демонстрационных опытов, на что указывают: 1) большие размеры прибора (55 см×23 см×45 см), 2) яркая окраска основных деталей и указателя расстояния между пластинами, 3) шкала с крупными «штрихами».
За шкалой на поверхность деревянной скамьи наклеена справочная таблица для учителя «Искровой потенциал при температуре 200С и давлении 760 мм рт. ст. для шаров диаметром 25 мм». По длине искры между шариками или пластинами определяли напряжение. Например, при длине искры 7 мм разность потенциалов соответствовала 24 кВ.


У основания неподвижного диска есть маркировка завода производителя.
Раздвижной конденсатор изготовлен в г. Киров на заводе № 2 «Физприбор», который входил в промышленное объединение по производству учебных пособий «Главучтехпром». Прибор изготовлен в период с 1933 (год основания объединения) по 1935 (год постановки на учет под инвентаризационным № 3455).
Прибор в рабочем состоянии.

Органайзер исследователя
1. В философии существуют три закона диалектики, которые отличаются от законов физики своей всеобщностью и универсальностью, т.к. охватывают все сферы окружающей действительности и раскрывают глубинные основы развития. Попробуйте, используя материал статьи, и информацию о конденсаторе Эпинуса, показать действие закона «Отрицания отрицания» по отношению к учебным приборам. Закон отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Другими словами, развитие обеспечивается преемственностью и носит спиралевидный характер.

1) Рисунок из книги Д.Д. Галанина "Физический эксперимент в школе", Т.IV
2)Рисунок из каталога фирмы "Max Kohl Chemnitz" № 50

Рейтинг@Mail.ru