Различают три типа школьных трансформаторов: универсальный трансформатор, трансформатор
разборный школьный и трансформаторы малые на панели (пара). Представленные в статье трансформаторы изготовлены на заводах объединения
Главучтехпром во второй половине ХХ века.
Принцип действия широко распространенного технического устройства показан в видео файле:
1.
Трансформатор универсальный предназначен для демонстрации устройства и действия трансформатора, а также для ряда других опытов по электромагнетизму и электромагнитной индукции. Прибор представляет собой набор деталей, которые показаны на рисунке 1.
|
Рисунок 1. Набор «Трансформатор универсальный»: магнитопровод, катушки на 220/120 В и 6/6 В, два наконечника конусообразной формы, катушка электросварочного аппарата, кольцевой желоб на керамическом основании для расправления металлов, маятник с двумя сменными пластинами.
|
|
Слева изображена схема соединения обмоток и клемм катушек универсального трансформатора. Примечание: Ток холостого хода трансформатора при питании 120В не превышает 0,5 А, а при 220 В не более 0,35 А |
|
Рисунок 2. Внешний вид трансформатора с замкнутым магнитопроводом. Изготавливался на заводе «Физэлектроприбор», Москва. |
2.
Трансформаторы малые на панели (пара) предназначены для демонстрации передачи электроэнергии на большие расстояния, применяются для ознакомления с устройством и действием технического трансформатора малой мощности. Магнитопровод сечением 17×17 мм собран из Г-образных пластин трансформаторного железа. Параметры обмоток даны в таблице.
Катушки |
Диаметр
медного провода
|
Число витков |
Допустимый ток |
Низковольтная |
0,35 мм |
100 |
0,5 А |
Высоковольтная |
0,14 мм |
3500 |
0.1 А |
Методика и техника проведения основных опытов с данным типом трансформатора описана у
А.А. Покровского, «Демонстрационные опыты по физике». (опыт 194 и опыт 195).
|
Рисунок 3. Повышающий по напряжению малый трансформатор на угловой
панели. Изготавливался на заводе «Физэлектроприбор», Москва.
Общие габариты: длина 15 см, ширина 8 см, высота 17 см. |