Реохорд (мостик струнный) относится к вспомогательным приборам по электродинамике. Кроме представляемого ниже реохорда, в кабинете физики СПб АППО есть старинный «
Большой мост для точных измерений» с аналогичными функциями.
|
Рисунок 1. Внешний вид демонстрационного реохорда |
Реохорд демонстрационный смонтирован на деревянной линейке (габариты не более 1130×100×135 мм), установленной на металлических ножках. На обратной стороне линейки предусмотрено крепление прибора на стену. В пазу линейки натянут калиброванный провод сопротивлением 4,78 Ом. Материал провода манганин (84Cu+12Mn+4Ni), у которого сопротивление не меняется с течением времени и мало зависит от температуры.
|
Рисунок 2. Движок-нониус |
Линейка снабжена шкалой с ценой деления 50 мм, цена деления движка – нониуса 5 мм (рис.2).
Движок - нониус перемещается по направляющим пазам линейки. С левой стороны движка имеется кнопка. При нажатии кнопки контакт отжимается от проводника, что предохраняет его и контакт от истирания во время перемещения движка. На движке имеется клемма, служащая для подсоединения реохорда в электрическую цепь.
С помощью реохорда можно провести демонстрации: измерение сопротивления методом мостика Уитстона и определение электродвижущей силы (ЭДС) гальванических элементов компенсационным методом; демонстрации падения напряжения вдоль цепи и выявления зависимости сопротивления проводника от его длины; показать принцип действия потенциометра.
Работа с прибором описана в пособиях по демонстрационному эксперименту:
Шахмаев Н.М. и Каменецкий С.Е. «Демонстрационные опыты по электричеству» (опыт 52)
Горячкин Е.Н. и Орехов В.П. «Методика и техника физического эксперимента» (стр. 401)
Буров В.А. и др. «Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы» (опыт 22 и опыт 95).
При использовании реохорда необходимо учесть, что через проводник можно пропускать ток не более 2А, напряжением не более 12 В.
Прибор изготовлен на заводе «Физприбор» в 1980-ые годы, г. Киров.
Органайзер исследователя
- В статье сказано, что движок снабжен кнопкой, при нажатии которой контакт отжимается от проводника. Используя знания физики, объясните для чего это нужно.
- В советской школе учащиеся изучали разные методы измерения электрического сопротивления: с помощью вольтметра и амперметра, методом Уитстона и омметром. Изучая метод Уитстона, старшеклассники пользовались лабораторными реохордами. Как вы думаете почему в настоящее время эта лабораторная работа не проводится? Обоснуйте свою точку зрения.
- Один из первых реохордов был построен в середине XIX века петербургским академиком Б. Якоби, который назвал этот прибор агометром. Какие из перечисленных выше демонстраций можно провести с помощью агометра? Поясните свой выбор.