Прибор разработан научными сотрудниками Института методов обучения АПР РСФСР А.И. Глазыриным и А.А. Покровским в середине 20 века. Промышленное производство начато в 1954 году. Прибор изготавливался в г. Киров заводом «Физприбор», который входил в объединение Главучтехпром.
Прибор состоит из латунной трубки и
термопары на ручке (см. фото). Снаружи латунной трубки имеется резьба для навинчивания гайки, которая вделана в ручку с железо-константановой
термопарой (см. рис). Внешние концы
термопары заделаны в изоляторы и заканчиваются проводами с наконечниками. В ручке
термопары имеется сквозное отверстие 1, соединяющее полость трубки с внешним пространством.
Прибор предназначается для демонстраций: нагревание тел при трении, работы пара, зависимости температуры кипения от давления и др.
Подробности о устройстве и работе прибора можно найти в брошюре
«Трубка для демонстрации опытов с парами».
Замечания по технике постановки опыта «Нагревание тел при трении» даны на стр. 45 книги
С.А. Хорошавина «Техника и технология демонстрационного эксперимента», 1978.
Органайзер исследователя
1. В учебнике физики для гимназий А. Малинина и К. Буренина (1868г.) в разделе «Источники теплоты» есть описание опыта, демонстрирующего образование значительного количества теплоты от трения (см. рис. 1). Установите и опишите причинно-следственные связи между явлениями, сопровождающими описанную в учебнике демонстрацию.
|
Рисунок 1 |
|
Изучите информацию, размещенную в таблице.
Автор опыта |
Суть опыта |
Результат |
Б. Румфорд (1753-1814) |
Сверление медной пушки под водой, имеющей температуру 0 ℃ |
При образовании примерно 5/8 фунта медных опилок, до кипения нагрелось около 62 1/2 фунт. воды. |
Г. Деви (1778-1829) |
При температуре ниже нуля один кусок льда терли о другой. |
Часть льда растаяла.
Нагревание зависит от силы нормального давления между телами и от скорости относительного движения трущихся тел. |
– Дайте таблице название, которое бы объединяло опыты, проведенные британскими учеными в разное время.
– Используя материалы таблицы, составьте качественную и расчетную задачи. При необходимости обратитесь к справочникам. Проверь себя