НАЗАДДемонстрационная термопара

Термопара – это прибор, предназначенный для обнаружения термоэлектротока и определения его направления.
В основе работы термопары лежит явление Зеебека. О принципе действия термопары доступно рассказано и показано в видеофрагменте по ссылке:
https://yandex.ru/video/preview/9520866136336119363

Экспериментатор при проведении опытов пользуется лабораторной термопарой, промышленное производство которой продолжалось 30 лет, начиная со середины 20 века. Именно поэтому лабораторные термопары еще сохранились в разных учебных заведениях.



Фото 1.Внешний вид демонстрационной термопары.
Произведена на заводе «Физэлектроприбор», г. Москва.

Устройство прибора. Через пластмассовую колодку, снабжённую двумя клеммами разного цвета, пропущены проволоки из меди и никелина, концы которых сварены. В колодку впрессована гайка для винтового соединения со стержнем; с помощью последнего прибор можно крепить в штативе.
Техника и методика демонстраций с термопарой дана в следующих пособиях:
Шахмаев Н.М. и Каменецкий С.Г. «Демонстрационные опыты по электродинамике», 1974. Стр.142.
Буров В.А. и др. «Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы», 1972. Стр. 65 – 68.

Органайзер исследователя

1. Каталог физического оборудования, входящего в коллекции Педагогического музея военных учебных заведений, был опубликован в 1873 году. В нем под № 104 описан прибор Зеебека, который не сохранился до настоящего времени: «…на деревянной подставке укреплен прямоугольник, основанием которому служит брусочек сурьмы, а три другие стороны висмутовые; концы сурьмы и висмута спаяны; на верхней стороне прорезь для оси астатической магнитной стрелки, повешенной при помощи шелковинки, на латунной изогнутой подставке; эта подставка укреплена сбоку прямоугольника…»
Нарисуйте прибор по имеющемуся описанию.


Рисунок 1. Демонстрационная термопара, конец 19 века

2. На рисунке 1, взятого из Популярных лекций О.Д. Хвольсона по электричеству и магнетизму, показан момент проведения опыта с демонстрационной термопарой. Используя материал статьи и другие источники информации, выполните несколько заданий:
– Проведите исследование рисунка 1, опираясь на алгоритм: Что вы видите? Перечислите объекты, изображенные на рисунке. Для чего они предназначены? Перечислите признаки, по которым Вы это определили.
Что Вы можете узнать по рисунку о явлении (внешние признаки, условия протекания, как воспроизвести в лабораторных условиях, сущность явления, связь с другими явлениями, количественные характеристики явления)? Что помогает, а что мешает нам это увидеть?
– Найдите различие в устройстве приборов, описанных в заданиях 1 и 2.
– Можно ли утверждать, что техника проведения демонстрации будет зависеть от устройства приборов, описанных в заданиях 1 и 2. Если да, то как? Если нет, то объясните почему.

Рейтинг@Mail.ru