НАЗАДМодель поворотного подъемного крана[1]

Производство учебного оборудования в 1924-1932 годы было мизерно как по техническим возможностям, так и по количеству изготавливаемых приборов; оно с трудом восстановило 1/3 того ассортимента, который изготовлялся в России до революции 1917 г. Чтобы избежать мелового способа преподавания нужно было найти выход из положения: в городах были устроены хорошо снабженные центральные физические кабинеты, которые выдавали напрокат школам необходимые приборы. Другой выход заключался в изготовлении самодельных упрощенных приборов и пособий силами учеников в школьных мастерских под руководством преподавателя.
В кабинете физики СПб АППО кроме модели поворотного подъемного крана (рис. 1) сохранено несколько самодельных приборов, изготовленных в обозначенный исторический период:
прибор для демонстрации давления внутри жидкости,
трубка с шариком, наполненная жидкостью,
тележка для сложения движений.
Рисунок 1. Общий вид модели поворотного крана. В конструкции использованы железные полосы, проволока, стержни и трубки. Зубчатые колеса латунные. Ручка утеряна. Стойка крана снабжена подшипником. Для колес использованы металлические крышки. Конструкция крепится на доске: 400 мм×150 мм×15 мм

Рисунок 2
Образцом для создания модели поворотного подъемного крана мог послужить промышленный подъемный кран, состоящий из комбинации зубчатых колес и блоков; показан на фото (см.рис.2) из рабочей книги по физике, издания 1932 года. В той же рабочей книге дается расчет равновесия поворотного крана. Ученик, изучив теорию по учебнику физики, мог применить её в деле – самостоятельно изготовить учебное пособие.

Органайзер исследователя
1. Используя рисунки, перечислите на менее 3 признаков, которые подтверждают, что промышленный кран (рис. 2) явно послужил образцом для создания модели поворотного крана (рис. 1).
2. Известно, что простые механизмы выполняют разнообразные действия: передают движение от двигателя к другим частям машины, преобразовывают одну форму движения в другую, изменяют скорость движения, изменяют направление силы, изменяют величину силы. Используя рисунки 1, 3 и 4, найдите и назовите простые механизмы в конструкции подъемного крана; дайте пояснения к обозначениям на кинематической схеме; определите назначение деталей подъемного механизма.
Рисунок 3. Поворотная стойка и
подъёмный механизм модели
Рисунок 4. Кинематическая схема
подъемного механизма

[1] Kran (нем.) - журавль

Рейтинг@Mail.ru