Туманные картины к народным чтениямОсновной источник информации: Исторический очерк «Педагогический музей В.У.З.»
При Педагогическом Музее В.У.З. по инициативе директора В.П. Коховского впервые в России, начиная с 1871 г., были организованы чтения для населения Санкт-Петербурга. В. П. Коховский, видел в народных чтениях весьма серьезное средство не только для распространения в общедоступной форме научных знаний, но и для того, чтобы будить у слушателей охоту к дальнейшей самообразовательной работе. Чтения для народа и солдат сопровождались картинами, относящимися к предмету чтения и показываемыми с помощью волшебного фонаря. Первые проекционные аппараты в количестве 2 штук с коллекцией картин на стекле были куплены в Англии за счет военного ведомства в конце 1860-х г. с целью изучения приемов пользования прибором и, по возможности, самого производства картин; фонари проекционные были переданы в Педагогический Музей. Несколько позже во Франции были куплены аппараты Дюбоска.
Вообще проекционные приборы второй половины 19 века по сравнению с проекторами начала 20 в. были очень несовершенного устройства и не годились для больших аудиторий. Иллюстраций к этому утверждению служит гравюра Э. Даммюллера (рис.1) из журнала «Всемирная иллюстрация», №280 за 1874г.: проекционный аппарат находится за экраном на сцене, ширина которой 2 - 2,5 м., разная яркость задней стенки сцены позволяет предположить, что источником света в проекционном фонаре служит горелка для Друммондова света. Экраны для наблюдения в проходящем свете делали из очень тонких прозрачных материй или из полотна, причем последние перед пользованием обильно смачивали водой для большей прозрачности. Проектирование в проходящем свете имело ряд недостатков: зрителям, сидящим с боков изображения более темны и менее видны; зрители же, сидящие вдоль оптической оси прибора, всегда видят ослепительно яркую светящуюся точку в центре изображения. «В связи с увеличивающимся применением проекционных приборов к школьному преподаванию и желая дать толчок к улучшению и удешевлению проекционных приборов» постоянная Комиссия музея Педагогического Музея в 1886/7 уч. году провела сравнительные испытания 11 приборов, освещаемых керосином и предназначенных для небольших аудиторий на 100-150 чел. Испытания проводились в трех отношениях: по силе света, по равномерности освещения экрана и по аберрации (сферической и ахроматической). В последующие годы производители и изобретатели сами искали мнения Музея по поводу улучшений в области производства проекционных аппаратов и картин. В конце восьмидесятых годов В.П. Коховским был «возбуждён вопрос об усовершенствованы «отражательных» приборов, с помощью которых можно было бы отбрасывать на экран всякую фотографическую печатную картину, какие обычно встречаются в иллюстрированных изданиях»; в 1909 году Постоянная комиссия по народным чтениям с гордостью представила свой собственный запатентованный проектор, воспроизводящий прозрачные и непрозрачные предметы-эпидиаскоп «Ермак».
Надо было не только научиться раскрашивать картины, но и воспроизводить рисунок на стекле фотографическим способом. Пришлось настойчиво пройти длинный ряд опытных изысканий, чтобы получить краски, могущие выдержать конкуренцию с заграничными. Много было сделано неудачных попыток, но с 1870 г. начали получаться довольно удовлетворительные результаты. Значительная коллекция картин на стекле, приготовленных фотографическими способом при содействии Музея, была помещена на Всероссийской выставке в Петербурге в 1870 г., где и вызвала к себе внимание общества и школ. Картины русского производства за штуку стоили от 60 к. до 1 р. 50 к.-2 р. Особенно потрудились по этому делу члены Комиссии и состоящая при Музее фотография (СПб. Пантелеймон.2), работавшая первые годы под руководством г. Ермолина, работники успели улучшить производство картин и увеличили коллекцию фотографических позитивов, с которых делались картины, до нескольких тысяч. С 1877 года мастерская работает под наблюдением госпожи Шпаковской-Смирницкой (рис. 4 и рис. 5). Большинство диапозитивов, составлявших коллекции Музея изготовлялись в мастерской В.А. Шпаковской[1], но Музей приобретал картины и у других фирм, например, А.Д. Мина, Д. Юдина в СПб; Ф. Швабе в Москве и др. (рис. 6 и рис. 7) Для купленных картин по необходимости изготавливались деревянные оправы в мастерской Педагогического Музея. За первое десятилетие народных чтений «Музей усовершенствовал проекционные приборы и твердо поставил производство картин. Не ограничиваясь своими аудиториями, он стремился расширить это дело и с этой целью выработаны были наставления по устройству аудиторы, по выбору и употреблению проекционного прибора; составлены были и методическая руководства для народных чтений». Комиссия работала не только для своей народной аудитории, для аудиторий войск и военно-учебных заведений, но и для всех учреждений и лиц, заинтересованных в организации народных чтений. «Иначе и быть не могло: ведь все сведения о пособиях сосредоточены были в России только в Педагогическом Музее; производство картин на стекле создалось только при нём, большой выбор народных чтений имелся только при нём». Картинами Музея пользовались: 1) бесплатно—военно-учебные заведения, войска, а также просветительные и благотворительные учреждения, не имеющие достаточных для развития их деятельности денежных средств; 2) за умеренную плату — вообще все школы, учреждения и лица, имеющие в них надобность. Диаграмма свидетельствует, как широко обслуживал Педагогический Музей народные, войсковые и школьные аудитории СП и ближайших городов. [1] Фирма Шпаковской за свои работы имела награды: на Всемирной выставке в Париже в 1878 г., на международной — в Венеции в 1881 г., в Москве — в 1882 г. и в Нижнем -Новгороде — в 1896 г.
|