Историческая справка: В РСФСР (1950-ые) развернулось строительство средних школ, которые нужно было оснащать разнообразным оборудованием. Чтобы избежать ошибок при создании школьных физических кабинетов, специалистами сектора обучения физике при АПН был создан «эталон» кабинета физики; было написано и опубликовано широко иллюстрированное пособие для учителей физики А.А. Покровского. «Оборудование физического кабинета», 1958 г. Главный принцип, заложенный в комплектовании эталонного физического кабинета – при малом числе оборудования создать широкие методические возможности для организации учебного процесса. К этому времени многие устаревшие приборы были реконструированы или заменены более совершенными. Примером этому могут служить динамометры, прибор для демонстрации газовых законов, центробежная машина с червячной передачей и др.
 |
Рисунок 1. Внешний вид центробежной машины, установленной на треножнике от универсального штатива. Общие габариты в мм: длина - 290, ширина – 200, высота – 165. Изготовлены (слева – направо) в 1980-ые и 1950-ые на заводе «Физприбор» в г. Киров. |
Центробежная машина применяется вместе с другими приборами для демонстраций ряда опытов из разных разделов курса физики, когда требуется вращательное движение; также может служить примером червячной передачи. Возможности прибора: корпус поворачивается вокруг горизонтальной оси; во время опытов одни приборы устанавливаются в шпинделе машины, а другие на крючке; можно устанавливать неподвижно на струбцине или на треножнике, чтобы свободно перемещать по столу.
 |
Рисунок 2. Коллаж. Горизонтальная установка прибора на струбцине и устройство машины (отношение числа оборотов рукоятки к числу оборотов шпинделя 1:9) |
Органайзер исследователя
1. Рассмотрите картинки 1-3 из каталога фирмы «Meiser& Mertig, Dresden-N», 1909. На картинках показаны демонстрационные приборы, которые вращали при помощи
центробежной машины с ременной передачей.
 |
 |
 |
1. Пружинный привод Августа |
2. Аппарат для нагрева воды |
3. Разновидность аппарата Араго |
– Опишите принцип действия каждого прибора.
– Сформулируйте цель демонстрации с каждым прибором.
– Укажите приборы, которые до настоящего времени демонстрируют на уроках физики при помощи центробежной машины с червячной передачей.
– Перечислите еще 2-3 прибора, для работы которых требуется центробежная машина.
ИНСТРУКЦИЯ:
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МАШИНА С ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ.