НАЗАД Прибор для определения температурного коэффициента сопротивления


Рисунок 2. Шильдик
с указанием места
и фирмы-производителя
Рисунок 3

Прибор для определения термического коэффициента меди (рис.1) может быть использован при демонстрации учителем и для практических работ учащихся. Прибор сконструирован и изготовлен в мастерских товарищества преподавателей «Ильин и К0», скорее всего, до 1914, т.к. на шильдике указано место изготовления – С-Петербург (рис.2). На деревянный каркас в один слой намотан изолированный медный провод диаметром 0,1 мм и длиной не менее 5 м. Концы провода выведены в верхнюю часть каркаса под винтовые зажимы (рис.3). Провод предохраняется от механических повреждений деревянными планками.
Рисунок 1. Внешний вид прибора.
Общие габариты: 17×8×8 см
 

Изучение содержания учебников физики для средней школы 1912 – 1918 гг (Ф. Индриксона, А. Постникова) показало, что зависимость электрического сопротивления проводников от температуры авторы рассматривали на теоретическом уровне без ссылки на эксперимент. В книге для учащихся «Лабораторные занятия по физике» П.А.Знаменского, 1926 г. уже дана подробная инструкция как с помощью гальваноскопа можно обнаружить изменение сопротивления железной проволоки с увеличением температуры. Наконец, в методическом пособии для учителя «Физический эксперимент в школе», Т.3, 1936 г. авторы дают рекомендации по изготовлению самодельного прибора и приводят рисунок установки, где сопротивление медного провода измеряется с помощью вольтметра и амперметра (рис. 4).

Рисунок 4. Установка для измерения температурного коэффициента сопротивления. 1930-ые г.

Историческая справка.
Русская промышленность в начале ХХ века, как и в конце XIX в., не удовлетворяла потребностей учебных заведений в приобретении учебных приборов. Фирмы, торгующие физическими приборами, являлись преимущественно перепродавцами и комиссионерами иностранных, частью второстепенных производителей. Развитие этой отрасли отечественной промышленности задерживалось, главным образом, из-за недостатка компетентного научного руководства при конструировании и изготовлении приборов. В связи с этим, сразу после окрябрьского переворота (1917 г.) в Петрограде Наркомпросом были созданы экспертная палата по наглядным пособиям (под председательством профессора О. Д. Хвольсона) и исполнительная комиссия по наглядным пособиями. По заказу исполнительной комиссии мастерские при Главной физической обсерватории изготавливали рычажные и пружинные весы, термометры и пр. Заказы исполняли и другие мастерские, и фабрики в Петрограде. Например, мастерские товарищества «Ф. Ильин и К0», которые функционировали в 1918-1920 г. под названием «Опытные мастерские». До социальных перемен это были мастерские Подвижного музея учебных пособий при Постоянной комиссии по техническому образованию РТО ( ул. Прилукская 10), которыми руководил Федор Ильин. В мастерских изготавливались первые серии новых приборов, например, прибор для сравнения теплопроводности тел, приборы для лабораторных работ, диапозитивы и др.


Рисунок 5.
Органайзер исследователя
1. Используя материал, статьи рассчитайте сопротивление медной проовлоки, намотаной на каркас.
2. Рассмотрите установку на рисунке 4. Назовите все элементы установки и укажите их назначение. Начертите электрическую схему цепи. Все ли приборы необходимые для эксперимента изображены на рисунке?
3. На рисунке 5 изображена лабораторная установка (1926 г.): в деревянные столбики вставлены винтовые зажимы (рис.3) для закрепления концов металлической спиральки; её нагревают в верхней части пламени спиртовой лампы. Предложите прибор, который может служить индикатором изменения сопротивления спиральки при нагреве? Поясните свой выбор.

Рейтинг@Mail.ru