Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 32

Статистика

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Среда, 22.11.2017, 16:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Виртуальный музей физического оборудования
музейно-педагогического комплекса "Феникс"

Взгляд сквозь время: наглядное преподавание физики в школах Санкт-Петербурга
Главная | Регистрация | Вход
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ


Размышления о кабинете физики. В. О. Шурухин

Для учащихся современной школы  кабинет физики (если он в школе есть) – это лишь один из хорошо оборудованных классов, с некоторыми особенностями, но не более того. Так как в большинстве предметных кабинетов теперь имеются компьютеры, интерактивные доски, экраны, телевизоры и другие современные средства обучения, которые с успехом используют учителя всех предметных циклов. При этом у нас, натурный физический эксперимент все чаще уступает место компьютерному. Но, именно здесь хочется отметить, что «политехнизация» учебных кабинетов в школе начиналась именно с кабинета физики.
Вспоминаю себя много лет назад: когда восторженным третьеклассником впервые оказался в кабинете физики средней школы № 91, где учился, на «вечере для маленьких». Не помню точно, что на меня произвело большее впечатление: само занятие «физика и игрушки» или кабинет, куда попасть мечтали все ученики младших классов. Ведь там был огромный стол с подсветкой, телевизор, какие-то фонари, самозакрывающееся затемнение, киноаппарат, огромные шкафы с чем-то чудным, двигающиеся доски, лаборантская и обожаемая всеми учительница, которая была хозяйкой всего этого. Очень может быть, что именно это первое впечатление определило мой жизненный путь. Смешно, но до сих пор, уже став учителем физики с университетским образованием, кандидатом наук, оказываясь в незнакомом кабинете физики, соотношу воспринимаемое именно с тем моим первым впечатлением. И, скорее всего, именно с тех давних пор появился мой интерес к истории современного кабинета физики в российской школе.
Сложившееся у нас современное представление о кабинете физики, как не странно, уходит к концу девятнадцатого века. Проект физического кабинета был выработан собранием преподавателей по механике, физике, химии и космографии при Педагогическом музее в Санкт-Петербурге, по поручению Главного Управления военных учебных заведений в 1874 - 75 учебном году в связи с введением физики как предмета в учебный план юнкерских училищ.
С этого времени началась долгая и кропотливая работа «в том направлении, которое касалось состава физического кабинета, пополнения его новыми испытанными в Музее и, по возможности удешевленными приборами (особую деятельность развили здесь В.Л. Розенберг, Б.Ю. Кольбе, Н.С. Дрентельн, В.В. Лермантов и др.)» [3]
Одним из первых был открыт показательный физический кабинет в Александровском кадетском корпусе (1901 год). Впоследствии, преподаватель физики  Н.С. Дрентельн описал устройство и оснащение помещений, отведенных для преподавания физики. На рисунке показан план  помещений физического кабинета с обозначениями.[4]

I. Физический класс
  1. Ученические парты.
  2. Шкафы с приборами;
  3. Переносимый классный стол.
  4. Приставной столик.
  5. Доска.
  6. Электрическая установка для классных опытов
II. Лабораторное помещение
III. Класс практических работ
 
Общее представление о школьном кабинете физики начала ХХ века дает сопоставление плана физического класса Александровского кадетского корпуса и фотографии школьного кабинета физики шестой Петербургской гимназии.
На фотографии «Физический кабинет» можно найти почти все элементы, указанные в плане физического класса Александровского кадетского корпуса.
Физический кабинет
Интересно, что пишут авторы исторической записки, посвященной  пятидесятилетию шестой Петербургской гимназии, о переоснащении физического и естественно-исторического кабинетов: «Прежде всего, было обращено внимание на то, чтобы физический класс был оборудован всем необходимым для производства опытов во время уроков;  с этой целью в классе был установлен экспериментальный стол, построенный по плану проф. Weinhold´а. К этому столу были подведены трубы для воды и газа; он снабжен шинами, сообщающимися с источником электрического тока, кроме того, к нему приделаны краны от водоструйного насоса для выкачивания и нагнетания воздуха. Вблизи стола установлен умформер, преобразующий переменный трехфазный ток городской станции в постоянный ток напряжением в 50 вольт и силой в 35 ампер. При умформере установлена распределительная доска с измерительными приборами, рубильниками и штепселями.
В переднюю стену класса, за столом, вделан вытяжной шкаф с классною шиферную доскою. Этот вытяжной шкаф снабжен водопроводом и газопроводом и предназначен для проведения в нем опытов по химии. Для иллюстрации уроков физики картинами установлен в классе новейшего устройства проекционный фонарь, известный под названием «мегадиаскоп Коля». Для затемнения класса устроены непроницаемые для света шторы с особым приспособлением для одновременного их поднятия и опускания» [1]
Современному учителю физики понятно, что изображенный на фотографии класс предназначен только для демонстраций. Как же быть с фронтальным экспериментом? Продолжаю цитировать: «По окончании оборудования класса было приступлено к устройству физической лаборатории в особом помещении для самостоятельных работ учеников. Для этого в лаборатории были установлены три стола, за которыми могут одновременно работать до 30 учеников. Столы эти снабжены приспособлениями для снабжения их водою, газом и электрическим током, кроме того, два стола имеют мехи для стеклодувных работ…» (современная орфография, но сохранена авторская стилистика и пунктуация)
Мне кажется, что описание такого кабинета и сегодня должно привести в восторг любого учителя физики. Ведь здесь не хватает для полного современного учительского счастья (а счастье ли это?) только компьютера и интерактивной доски. Интересно, что именно такой кабинет, где большое пространство разделено на лекционную часть с амфитеатром и узкими «студенческими» столами, и лабораторную, как и было описано в начале двадцатого века с большими столами на 8-10 учащихся, я видел в Дании в 1994 году в городе Нюкёбинге в старшей политехнической школе (у нас в то далекое время -  техникум).
 В 30 - 40 годы двадцатого века предлагалась модель двух различных кабинетов физики в связи с разделением школ на средние и семилетние школы. В семилетних школах советовали объединить лабораторию с аудиторией, демонстрационный стол учителя именно в этом варианте «встал» на подиум, чтобы лекционные демонстрации были видны всем в классе с достаточно большими, специально для проведения практических работ, столами. При этом, в указанный период сохранялись попытки оставить историческое распределение помещений кабинета физики для  средней школы.
Интересны типовые проекты, предлагаемые для строительства новых школ в предвоенное время. Предполагалось, что состав типового физического кабинета средней школы должны входить
  1. Физическая лаборатория. Комната, где размещаются большие столы для проведения практических работ. К столам подводится вода, газ, электричество.
  2. Физическая аудитория. Оборудуется узкими столами на 6-8 человек, которые устанавливаются как можно ближе к демонстрационному столу. Это экономит место. 
  3. Комната для хранения приборов оборудуется 
  4. Мастерская 
  5. Комната для учителя и налаживания опытов 
  6. Фотографическая комната 
  7. Вышка для метеорологических и астрономических наблюдений (по возможности).
Авторы предлагаемого проекта сетуют на то, что нормы Наркомпроса предусматривают 84м2 на все потребности кабинета и настаивают на исследованиях российских и немецких ученых об обязательной экспликации помещений. В следующей таблице показаны числовые данные в м2 , о нормах площадей кабинета физики для школ Германии (столбец 1) и российских школ (столбец 2) [2]
Аудитория 80 51,9
Лаборатория 120-150 54
Зал для хранения приборов 100-150 27,5
Мастерская 40-60 20
Библиотека 25 -
Комната для преподавателя 25-35 20
Темная комната 15 6
 
Проект был реализован, судя по материалам Ленинградской городской педагогической выставки 1948-1949 учебного года. На выставку была представлена работа «Опыт организации физического кабинета средней школы» Б.И. Переверзева учителя физики женской школы № 359 Московского района. Статья была высоко оценена заведующим кафедрой физики Ленинградского института усовершенствования учителей профессором М.Ю. Пиотровским: «предлагаемая статья…являет собой бесспорный интерес и может служить ценным пособием для каждого учителя физики, работающего над оборудованием своего кабинета» [5].

Исследование плана помещений школьного физического кабинета школы № 359 показывает, что состав помещений соответствует описанному выше проекту. Общая площадь помещений более 120 м2, что позволяет предположить, что результаты исследований повлияли на нормы Наркомпроса.
В послевоенные годы, когда во время войны многие школы были разрушены или разорены,  и чтобы принять необходимое количество детей,
нужно было уплотняться, и даже те школы, в которых состояние кабинета физики перед войной было превосходным,  должны были использовать его помещения иначе. Кабинеты превратились в «дуплет», знакомый всем нам: лаборатория-аудитория и лаборантская (фотография с сайта www.opt-union.ru обращение 14.06.2015). Оборудование хранилось частично в лаборантском помещении, а частично в шкафах в кабинете, которые еще выполняли функцию витрин для демонстрационного оборудования.
В 60е годы, годы оттепели и политехнизации начали появляться физико-математические и технические школы, постепенно в них вновь возникают отдельные от кабинета физики лаборатории, т.е. специальные помещения, предусмотренные для проведения учащимися только экспериментальных работ. Но, работая в такой школе, я понимаю, что каких-либо норм на организацию именно школьной лаборатории до сих пор не существует, и организуются лаборатории в школе по инициативе учителя и администрации. 

В этой статье мы только чуть-чуть коснулись истории развития кабинета физики за 150 лет. Работая с историческими источниками очень хорошо видно, что современный облик кабинета физики, как это ни странно, сложился еще в конце 19 века в Петербурге и был признан одним из самых удачных в Европе. С небольшими изменениями он прожил Революцию, Великую Отечественную войну, Перестройку, распад Советского Союза. А это значит, что идеи, заложенные в тот, первый кабинет, удивительно верные и стойкие.

Литература:
  1. Буткевич К.Ф., Николаев Л.П. Историческая записка, изданная ко дню пятидесятилетия Санкт-Петербургской шестой гимназии (1862 – 1912). Санкт-Петербург, 1912 г.
  2. Галанин Д.Д., Горячкин Е.Н.,Павша А.В., Сахаров Д.И. Физический эксперимент в школе. Том первый. Оборудование физического кабинета. Под редакцией С.Н.Жарова. Государственное учебно-педагогическое издательство, Москва, 1934 г.
  3. Барсков Я.Л. Педагогический музей военно-учебных заведений. 1864–1914: Исторический очерк. – СПб., 1914.
  4. Н.С. Дрентельн. Пособие для практических работ по физике в средней школе. СПб. 1908 год
  5. Рукопись Б.И. Переверзев. «Опыт организации физического кабинета средней школы»  1948-1949 уч.год

Яковлева Т.Г., Матвеев В.Л., Смирнов Н.В. © 2017