Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 176

Статистика

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0




Пятница, 27.12.2024, 07:13
Приветствую Вас Гость | RSS       Запомнить сайт
Виртуальный музей физического оборудования
музейно-педагогического комплекса "Феникс"

Взгляд сквозь время: наглядное преподавание физики в школах Санкт-Петербурга
Главная | Регистрация | Вход
История музея


 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Хащанская М.К.


Л. Пастернак. Портрет Н. Фёдорова

Традиции и инновации
Исследуя старинные вещи, перелистывая документы, изучая уцелевшие фотографии, мы выстраиваем цепь преемственности поколений, идей, традиций, постоянно обнаруживая, что все новое воистину является хорошо забытым старым. В поисках новых форм и содержания образования важно опираться на педагогическое наследие прошлого, поскольку оно содержит неиссякаемый ресурс для решения ключевых проблем сегодняшнего дня. Не случайно почти забытый в XX веке Педагогический музей в наши дни возрождается и становится все более востребованным.
Основанный 150 лет назад лучшими представителями русской интеллигенции, музей транслировал и проводил в жизнь государственную политику в области народного просвещения, которая на тот момент совпадала с целями и идеалами образованнейших людей своего времени. Его миссия была просветительской и заключалась в скорейшем донесении до широких народных масс новых открытий во всех областях знания. 
Со времени своего основания Педагогический музей, в первую очередь, представлял собой творческое сообщество высокообразованных людей, совместно трудившихся ради просвещения своего народа. Это определило важные особенности, отличающие его от других собраний и отразившие представления о миссии музея, высказанные русским философом Николаем Федоровым в работе «Музей, его смысл и назначение»: «Музей … есть собор ученых; его деятельность есть исследование» [4].


Первый зал Педагогического музея
 

Физический  отдел
 
Эти особенности можно определить следующим образом.
  1. Не собирание вещей, а собор лиц. Главную ценность Педагогического музея всегда составляли люди – и те, кто его создавал, и те, для которых он создавался. Поэтому так важно, сегодня дать посетителям представление о личностях создателей и деятелей музея, являющихся примером служения отечеству, народу – не абстрактной общности, а конкретным людям, открывателям нового знания. Именно поэтому современный Педагогический музей Академии начинается «стеной памяти», которая наглядно представляет посетителю «первые лица» российского народного просвещения, которые стоят у истоков создания и работы первоначального музея.

  2. Коллекционирование нового. Другая характерная черта музея заключается в том, что его первыми экспонатами были не древности, свидетельствующие о прошлом, а учебные пособия, демонстрирующие новейшие открытия своего времени. В те годы они совершались, по большей части, в области естественных наук и технических изобретений. Разработанные демонстрационные средства обучения составляли инновационный потенциал для внедрения принципа наглядности в педагогическую практику.
  3. Открытость к участию. Педагогический музей представлял собой действующую динамичную выставку-лабораторию, где можно было познакомиться с достижениями в области научной теории и практики с целью приобщения широких народных масс к последним открытиям и новым знаниям. Это позволяет говорить о нем, как о культурно-образовательной модели, основанной на деятельностном принципе творческого освоения научного знания и культурного наследия, и подтверждает представления Федорова о музее как об открытом научно-исследовательском центре. Отсюда следует третья важная особенность Педагогического музея, ставящая музейное дело на службу реализации идей открытого образования. По мысли Н.Ф. Федорова, музейное исследование к середине XIX «…стало отвлеченным, школьным, и сам музей-собор остался замкнутою школою, сословием». Ученый полагал, что «…Музей-собор будет наполняться, а собирание сделается всеобщим только тогда, когда самосознание будет не просто исследованием, а изучением причин разобщения ученых и неученых, …препятствующих всем сделаться членами музея…. Тогда и знание будет столь же неограниченно, как всеобщее собирание…» [4].
Организация Педагогическим музеем публичных лекций, чтений для солдат и народа, свободных рисовальных классов, родительских кружков, благотворительных концертов и пр. стала реальным воплощением этой просветительской идеи. В среде петербургской интеллигенции музей называли «вольным университетом». Со временем он превратился в неформальный открытый центр творческого общения педагогов, где происходил обмен мнениями между учителями, вырабатывались новые подходы к преподаванию. Все это привлекало к участию в работе музея самых разных людей, и именно деятельность посетителей лежала в ее основе, поскольку штатных сотрудников в Педагогическом музее в то время было менее десяти человек [1].

Педагогический музей сегодня
В наши дни мы можем говорить о продолжении и развитии идей, составляющих сущность просветительской миссии музея. Эти идеи были сохранены в суровых потрясениях и испытаниях, через которые проходила вся страна. Как бы ни изменялись структура музея, его название и местоположение, всегда находились люди, продолжавшие воплощать идеалы, ради которых он создавался. Их усилиями в тяжелые времена были сохранены ценнейшие экспонаты XIX-XX вв. и продолжают пополняться фонды современного музея. 
Новая жизнь Педагогического музея вновь началась осенью 2012 г. После реконструкции он стал своеобразной визитной карточкой Академии, поскольку представляет ее миссию, историю, роль в становлении и развитии российского образования. 
Воссозданный музей является одним из подразделений Санкт-петербургской академии постдипломного педагогического образования и входит в состав Музейно-педагогического комплекса «Феникс» (далее МПК «Феникс»), являясь его историческим и смысловым ядром. Первостепенная задача современного музея заключается в демонстрации высокого культурного уровня и богатейшего образовательного потенциала отечественной педагогики. 
Обновленный Педагогический музей является не только данью памяти его создателям. Опираясь на лучшие традиции российского образования XIX в., музей становится точкой опоры для инновационных процессов, происходящих в сфере образования в наши дни. Он развивается как культурно-образовательное пространство, трансформирующееся то в творческую мастерскую, где переосмысливаются педагогические традиции и рождаются новые идеи, то в экспериментальную лабораторию, в которой можно проводить увлекательные исследования, то в выставочный зал или учебную аудиторию. В связи с этим миссия современного музея сформулирована следующим образом: «Освоение традиций − источник инноваций, развитие инноваций – основа будущих традиций». 
Сегодня музейно-педагогический комплекс объединяет все музеи, постоянные и временные экспозиции, тематические коллекции, находящиеся в разных подразделениях Академии. В его состав входят Педагогический музей, библиотека, Биологический музей, физический экспозиционный блок. Кроме того, само пространство Академии может служить музейным пространством. Так, в коридоре второго этажа располагается выставка учебных плакатов по истории конца XIX – начала XX в. из коллекции наглядных пособий Педагогического музея военных учебных заведений. 
Все компоненты образуют единый комплекс, так как имеют общие цели и задачи, единую систему экспонирования и предполагают общую стратегию деятельности. Это дает возможность устанавливать в образовательном пространстве музейного комплекса межпредметные связи и решать метапредметные задачи, среди которых:
•    сохранение, изучение и освоение культурного наследия, сосредоточенного в Академии – на кафедрах, в лабораториях, в отдельных тематических коллекциях, имеющих музейное значение;
•    координация деятельности различных структурных подразделений музейно-педагогического комплекса и создание единого культурно-образовательного пространства Академии как интегративной развивающей среды нового типа, позволяющей решать задачи образования и просвещения взрослых и школьников;
•    повышение общекультурного уровня слушателей курсов повышения квалификации, проводимых Академией;
•    организация общественно-просветительской деятельности с целью популяризации историко-педагогических, культурологических знаний, повышения престижа Академии и профессии учителя; 
•    освоение, апробация и внедрение в педагогическую практику инновационных методов обучения.
Экспонатами Педагогического музея являются предметы школьного быта XIX-XXI вв., коллекции развивающих игр и игрушек, наглядные пособия и лабораторное оборудование, антикварные книги по истории российского образования, методике преподавания различных предметов, редкая учебная литература, материалы, относящиеся к истории образования и методической службы 1920-30-х гг. XX века, уникальные документы блокады и послевоенного времени. Коллекции постоянно пополняется новыми экспонатами.
Среди различных групп посетителей, включенных в сферу деятельности МПК «Феникс», приоритеты отданы педагогам и студентам педагогических вузов и колледжей, что традиционно для Педагогического музея и системы повышения квалификации педагогических кадров. Вместе с тем, музейно-педагогический комплекс призван создать условия для сотрудничества школы с другими социокультурными институтами. Поэтому в качестве музейной аудитории рассматриваются представители различных социокультурных институтов (различных образовательных учреждений, семьи, музеев, библиотек, театров и т. д.). Работа с посетителями строится на основе дифференцированного подхода к музейной аудитории с учетом возрастных и социальных особенностей.

Виртуальное пространство музейно-педагогического комплекса «Феникс»
Современный музей выходит за пределы реального пространства, позиционируя себя в глобальной сети. Для многих музеев виртуальное пространство – это способ заявить о себе, представить свою тему с целью привлечения посетителей, которые оплатят билет, что-то купят в музейном магазине и кафе. 
Музеи образовательных учреждений имеют иные цели. У них нет своих магазинов, они не взимают входной платы. Их миссия сопряжена с целями и задачами образовательных учреждений. У таких музеев есть свои проблемы и ограничения, преодолеть которые невозможно традиционными способами. Их экспозиции должны способствовать решению педагогических задач, не теряя при этом своей музейной специфики, открывая образованию новые возможности интеграции в социокультурное пространство. 
Виртуальные музеи образовательных учреждений могут раздвинуть границы замкнутой образовательной среды, превратив ее в подлинно открытое культурно-образовательное пространство. Экспозиции в режиме онлайн могут стать востребованными образовательными площадками, центрами коммуникации педагогического сообщества, местом встреч, знакомств, обмена мнениями и идеями, презентаций, публикаций, выступлений, концертов, выставок. Виртуальный музей будет всегда новым и неожиданным, потому что у него нет одного строго определенного входа. Вы можете сами выбирать маршрут, исходя из цели своего посещения, или отталкиваясь от выбранной проблемы исследования.
Интернет, как информационная модель культуры, является интерактивной средой, позволяющей не только потреблять информацию, но и вносить свой вклад, изменяя его. Это создает иллюзию неограниченной открытости виртуального пространства пространству и времени. Но если проследить наши ежедневные виртуальные маршруты, можно заметить, что, как в реальной жизни, так и в Сети, мы ходим одними и теми же проторенными тропами. И пути эти часто навязываются нам, отвлекая от подлинных жизненных целей.
Цель нашей виртуальной экспозиции – стать образовательным маршрутом, востребованным и теми, кто учит, и теми, кто учится. Мы хотим, чтобы наш виртуальный музей стал центром притяжения, источником новых знаний, безопасной средой комфортного и полезного общения, точкой роста и развития. Это позволит расширить и качественно изменить культурно-образовательное пространство Педагогического музея, всего музейно-педагогического комплекса и самой Академии. 
Развитие музея в виртуальное пространство обогащает его множеством образовательных возможностей, основанных на коммуникациях не только с виртуальной средой, но и с реальным миром, что сделает его подлинно открытым. Электронная экспозиция, реализуя принцип дополнения, может представлять возможность знакомиться не только с экспонатами реального музея, но и с теми, которых в нем нет, но которые помогают исследовать задачи, поставленные в пространстве существующей выставки. 
Открытость музея виртуальной среде во времени позволяет воспринимать его как часть общечеловеческой культуры. Возможность моделирования процессов и событий во времени, параметры которого могут быть заданы различным образом, открывает новые перспективы для образовательной деятельности в виртуальном пространстве музейной экспозиции.
Продолжение музея в поле Интернета, а также использование возможностей управления временем при работе с электронной экспозицией, позволит организовывать музейное пространство в виртуальной среде в свободно трансформируемой конфигурации так, как это считает важным сам посетитель. Он сможет выстраивать экспозицию из представленных экспонатов, самостоятельно конструируя процесс исследования вещей и явлений и разрабатывая в пространстве и времени свой маршрут, пройдя по которому, получит собственный ответ на поставленную проблему. 
Мы приглашаем посетителей стать не просто потребителями по отношению к музейной экспозиции, но деятельностными участниками, развивающими и дополняющими ее в процессе решения собственных образовательных задач. Мы предполагаем, что наша экспозиция будет развиваться в процессе личностного и профессионального роста посетителей – полноправных участников музейного сообщества. Нам предстоит совместно осваивать возможности пространства Интернет, недоступных в формате реального музея – соединять несоединимое, управлять временем, рассматривать события в их вероятностном развитии, моделировать виртуальное музейное пространство, творчески достраивая его, и пр. 
Возвращаясь к идеям Н. Федорова, мы хотим еще раз подчеркнуть, что никакой музей – ни реальный, ни существующий в виртуальной реальности, не оживет, если за ним не будут стоять живые люди. Те, кто будет разрабатывать задания и предлагать посетителям не только выполнять уже созданные, но и дополнять практический инструментарий своими творческими идеями, становясь при этом сотворцами коллективно создаваемого пространства. 
Поэтому мы открыты к сотрудничеству и рассчитываем на взаимодействие в нашими виртуальными посетителями, надеясь, что электронная экспозиция физического оборудования не только расширит возможности музейного комплекса Академии, но и будет способствовать обогащению учителей новыми педагогическими инструментами, позволяющими выйти за пределы привычных рамок классно-урочной системы в культурное поле общечеловеческого знания.
Список литературы
  1. Барсков Я.Л. Педагогический музей военно-учебных заведений. 1864–1914: Исторический очерк. – СПб., 1914.
  2. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи: подходы к типологии. / Вестник МГУКИ. – № 4. – 2012. – С. 186-190.
  3. Несговорова Г.П. Обзор виртуальных музеев в сети Интернет. URL: http://www.gosbook.ru/node/20737 (Дата обращения 01.07.2015).
  4. Фёдоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. URL: http://dugward.ru/library/fedorov/fedorov_muzey.html#dop (Дата обращения 10.09.2015)

Яковлева Т.Г., Матвеев В.Л., Смирнов Н.В. © 2024