Разрежающий насос с двумя цилиндрамиОсновная информация найдена в учебниках физики второй половины XIXв.:ЖАМЕН, ВЮЛЬНЕР. Полный курсъ физики. Томъ I. МАЛИНИНЪ А. и БУРЕНИНЪ К. Руководство ФИ3ИКИ ДЛЯ ГИМНА3IЙ. Коллекция раритетных воздушных насосов, так называемых пневматических машин, объединяет несколько насосов разного устройства: – разрежающий воздушный насос с одним цилиндром, – нагнетательный насос на треноге, – разрежающий насос с двумя цилиндрами, – простейший нагнетательный насос. Необходимость создания пневматической машины с двумя цилиндрами была вызвана важным недостатком одноцилиндрового разряжающего насоса: по мере выкачивания воздуха, поднимать поршень становилось труднее и труднее, приходилось преодолевать не только трение, но и действие атмосферного давления на поршень. Такое обстоятельство не позволяло получить достаточное разряжение воздуха в сосуде и вообще прекращало работу насоса. Более близок к совершенству двухцилиндровый насос, где поршни приводятся в движение через посредство зубчаток на их штоках, зубчатого колеса и двуручного рычага на его оси. Это устройство было введено еще Бойлем, Папеном, чтобы приходилось преодолевать лишь разность давлений атмосферы и внутреннего воздуха на оба поршня. При соответствующем уходе двухцилиндровый насос мог дать разряжение до 0,5 мм ртутного столба манометра. Устройство насоса Общие габариты: трехслойное деревянное основание на ножках- 45см×25 см; высота без учета рукоятки 50-55 см. На фото обозначены основные части насоса. А - стеклянные цилиндры: внешний диаметр 60-63мм, высота 21-22см; Б - корпус, где находится зубчатое колесо; б - двуручный рычаг; В - укороченный ртутный манометр; Г - отполированная стеклянная тарелка диаметром 23-24 см, г – наконечник с гайкой для ввинчивания приборов, из которых нужно откачивать воздух; Д – кран для регулирования поступления воздуха в разные части насоса.
Зубчатые штоки поршней поднимаются и опускаются по средством зубчатого колеса с помощью двуплечей рукоятки (см. рис 1). Показывающий опыт берется двумя руками за рукоятку и приводит насос в движение.
В насосе устроен большой кран Бабине или Грассмана (см. фото, д), который регулирует поступление воздуха в разные части насоса. – В положении 1 (см. рис 2) кран соединяет оба цилиндра с приемником (колоколом), из-под которого нужно откачивать воздух. – Во 2-ом положении кран повернут влево; приемник не сообщается с насосом и наружным воздухом, но при этом воздух поступает в цилиндр. – В 3-ем положении кран повернут вправо; воздух поступает в приемник. |