Передаточная машинаИнформацию об учебных моделях, где применяются простые механизмы, можно узнать по ссылкам: простая лебедка (зубчатые колеса), сложная лебедка, подъемный кран, ворот.
Название физического прибора, вынесенное в заголовок, условно и вытекает из его предполагаемого учебного назначения. Об учебном назначении можно догадаться по устройству прибора (фото 1 и фото 2). Известно, что учебные пособия любого типа создавались и создаются согласно учебных программ, в связи с этим была исследована программа по физике для военных гимназий на 1867 год. Программа рассчитана на два года. Первый курс обучения физике проходил в форме лекционных занятий два раза в неделю и включал в себя изучение разделов: магнетизм, электричество (электростатика), гальванизм (законы постоянного тока), свет. На втором году обучения занятия проводились в форме уроков и их число увеличилось в два раза. По программе второго курса гимназисты изучали разделы: движение и равновесие, звук и теплота. Передаточная машина, как машина для показа передачи и преобразования работы сил явно имеет отношение к программной теме «Работа сил и передача работы на машинах (ворот)» из раздела «Движение и равновесие».
В учебниках физики 1868 года издания в рамках темы «Работа сил и передача работы на машинах (ворот)» обсуждается применение передаточных механизмов в разных технических устройствах. Таким образом, прибор действительно предназначен для показа процесса передачи движения от двигателя (часовой механизм) к другим частям машины. Примерные габариты машины: 10 см×10 см×20 см. Прибор действующий; прибор принадлежал коллекции Педагогического Музея военно-учебных заведений, т.к. на деревянном основании сделана надпись в виде дроби[1], позволившая оценить время поступления учебного пособия в коллекцию – последнее 30-летие XIX века. [1] Римская цифра обозначает тематический раздел коллекции, а арабская – соответствует номеру прибора внутри раздела. Надпись в виде дроби использовалась для маркировки приборов после 1888 года.
|