Капиллярные трубки (набор)Набор (рис.1) состоит из двух отдельных приборов - сообщающихся сосудов; при помощи одинарных ножек приборы установлены на одну подставку. В сосуды для сравнения наливали подкрашенную воду и ртуть так, чтобы уровень жидкости в широких трубках был одинаковым.
Громоздкая установка для демонстрации капиллярных явлений легко заменяется простыми опытами по наблюдению сил молекулярного взаимодействия (см. органайзер исследователя), которые можно провести фронтально в классе или организовать домашнюю практическую работу. Органайзер исследователя 1. В каталоге физического оборудования 1873 года описаны волосные трубки (см. рис 3). Рассмотрите изображение старинного прибора и перечислите преимущества, которыми он обладает по сравнению с капиллярными трубками (рис. 1). 2. Проведите простые опыты по наблюдению сил молекулярного взаимодействия. Инструкция здесь. 3. Рассмотрите внимательно рисунок 4. На рисунке изображена установка для изучения капиллярных явлений: два чисто вымытых одинаковых стекла, между которыми вставлена спичка (игла, полоска из полимерного материала и т.п.), стекла связаны нитями или канцелярскими резинками. Используя информацию (см. рис. 4), спроектируйте и проведите исследование по изучению зависимости высоты подъема жидкости от размера капилляра. Можно ли на этой установке изучить явление не смачивания? Если да, то как это сделать? Если нет, то назовите причины.
|