О производстве наглядных пособий по физике в советское время
(1917 – 1941)
Основные источники информации:
– Галанин Д.Д., Экспериментальная база преподавания физики в советской школе за 30 лет,
журнал «Физика в школе» №5, 1947.
– Галанин Д.Д., Экспериментальная база преподавания физики в советской школе за 40 лет,
журнал «Физика в школе» №4, 1957.
– Покровский А.А. Развитие школьного физического эксперимента и приборостроения,
журнал «Физика в школе» №5,1967.
Русская промышленность в начале ХХ века, как и в конце XIX в., не удовлетворяла потребностей учебных заведений в приобретении учебных приборов. Фирмы, торгующие физическими приборами, являлись преимущественно перепродавцами и комиссионерами иностранных, частью второстепенных производителей. Развитие этой отрасли отечественной промышленности задерживалось, главным образом, из-за недостатка компетентного научного руководства при конструировании и изготовлении приборов. Измерительные приборы русские фирмы вообще не производили, ограничивая свою деятельность фабрикацией по заграничным образцам демонстрационных приборов ходовых типов. Приборы для практических работ совершено не изготавливались.
К началу социальных перемен в России стали значительно развиваться кооперативные или общественные предприятия, стремившиеся снабдить школу пособиями нового типа и по значительно более низким ценам. К таким предприятиям можно отнести товарищества «Природа и школа» в Москве, «Ф. Ильин и К0» в Петербурге, «Физико-химик» в Киеве.
В Петрограде в 1918 г. Наркомпросом были созданы экспертная палата по наглядным пособиям (под председательством профессора О. Д. Хвольсона) и исполнительная комиссия по наглядным пособиями. В ведение исполнительной комиссии перешли мастерские т-ва «Ильин и К0», которые функционировали в 1918-1920 г. под названием «Опытные мастерские». В этих мастерских изготавливались первые серии новых приборов, приборы для лабораторных работ и др.
Продукция «Опытных мастерских» |
|
|
Штатив Верховского |
Прибор по изучению
теплопроводности тел |
По заказу исполнительной комиссии мастерские при Главной физической обсерватории изготавливали рычажные и пружинные весы, термометры и пр. Заказы исполняли и другие мастерские, и фабрики в Петрограде.
По всей стране появляются кустарные артели, которые находят и объединяют работников, издавна занимавшихся производством стеклянных изделий, приборов из дерева и из отходов производства/
|
|
Прибор для демонстрации
действия клина
(артель «Кустарь»)
|
Камертон на резонаторном ящике
(артель при колокольном заводе)
|
В 1921г. Х съезд партии принял решение о новой экономической политике. В связи с общим подъемом промышленности оживляется и производство учебных пособий. Здесь прежде всего надо назвать мастерские учебных пособий Вятского губернского земства, которые послужили «центром кристаллизации» советских предприятий учебного и школьного оборудования. Темпы развития производства видны из продукции Вятских мастерских учебных пособий (в последствии Кировский комбинат учебно-технического и школьного оборудования), которая выражалась в суммах: 200 000 руб. в 1924/25гг.; 360 000 руб. в 1925/26гг.; 438 000 руб. в 1926/1927 гг.; 1 007 000 руб. в 1927/28 гг.
Производство учебного оборудования в 1924-1932 годы было мизерно как по техническим возможностям, так и по количеству изготавливаемых приборов; оно с трудом восстановило 1/3 того ассортимента, который изготовлялся до революции в России.
Поэтому школа была вынуждена довольствоваться главным образом, старым оборудованием и самодельными приборами.
Постановление центрального комитета партии о начальной и средней школ от 5 сентября 1931 года обязывало: «создать Всесоюзное объединение промышленности, изготавливающей учебное и школьное оборудование и учебные пособия…». Это решение стало поворотным в деле создания новой отрасли промышленности в нашей стране. Производство школьного оборудования и приборов было поднято на уровень государственных задач.
К началу 1934 г. пришел конец раздробленности промышленности учебных пособий по разным ведомствам. Промышленность учебного оборудования была передана в ведение Наркомпроса РСФСР при котором организовались «Главучтехпром» - главное управление предприятиями учебно-технического оборудования и «Главснабпрос» - главное управление по снабжению. Новая организация промышленности учебного оборудования оказалась жизненной, что видно по годовым программам.
В 1940 г. Главучтехпромом изготавливалось 205 названий приборов по физике. Кроме того, школу снабжал «Украинский трест учебных пособий НКП УССР», много пособий изготавливалось Промкооперацией.
Но нахождение учебно-технических предприятий в рамках непромышленного наркомата имело и отрицательные стороны: заводы Главучтехпрома отставали по своему оснащению по сравнению с другими отраслями промышленности, а Главснабпрос недостаточно использовал возможности снабжения школ нужным ассортиментом физических приборов, которые выпускались общегосударственной и кооперативной промышленностью.
Несмотря на значительный рост промышленности учебного оборудования за годы второй пятилетки (1933-1937 гг.), ее продукция еще сильно отставала от потребностей школы. Это объясняется ростом сети школ и ростом потребностей школы.
Разрыв между тем, что требовалось по методическим соображениям школе и тем, что можно было осуществить, особенно ярко виден в проекте «Учебное оборудование в средней школе», изданном Государственным институтом школ Наркомпроса РСФСР в 1939 году. Этот проект наметил «нормальное» оборудование физического кабинета, указал перспективный план для промышленности, но не мог быть немедленно полностью реализован. Из перечисленного в проекте оборудования по физике около 50% приборов и принадлежностей требовали специальной разработки, а затем освоения промышленностью, выпускающей учебное оборудование. Возник серьезный вопрос об устранении этого разрыва, для чего нужно было расширить научно-методические исследования, мобилизовать возможности предприятий, занятых приборостроением. Но развитию такой работы помешала Великая Отечественная война.
Конструирование физических приборов в первые годы существования Советского государства стало задачей специально созданных научно-исследовательских учреждений: в 1920 году учрежден Центральный физико-педагогический институт в Москве; в 1924 году возобновил работу кабинет физики при Государственном институте научной педагогики в Соляном городке.
Разработка новых типов физических приборов происходила под постоянным воздействием двух факторов. Надо было дать промышленности образцы, по возможности простые для изготовления и не требующие дефицитных материалов, а, следовательно, наиболее дешёвые. Вместе с тем приборы должны были быть наиболее эффективными в педагогическом отношении.
Исследовательские работы в области физического педагогического приборостроения продолжились в Институте политехнического образования (1931-1937 гг.), т.к. Центральный физико-педагогический институт был расформирован. Группе сотрудников-физиков Института политехнического образования под руководством Д.Д. Галанина принадлежит попытка поставить создание физических приборов для целей преподавания как научно-исследовательскую проблему педагогического и технологического характера, что отразилось на всей организации оборудования для преподавания физики и обновления этого оборудования. Из новых конструкций, разработанных в Институте нужно упомянуть: ведерко Архимеда с динамометром, круглые динамометры с вращающейся стрелкой, электрометры Брауна, ванну для демонстрации распространения волн, камеру Вильсона, большой и малый наборы по электромагнетизму и др.
В Ленинграде работа по вопросам школьного физического эксперимента и по конструированию новых приборов и пособий велась в Государственном институте научной педагогики, преобразованном с 1938 года в Ленинградский институт усовершенствования учителей, а также в Педагогическом институте им. Герцена. Здесь в разные годы работали многие ленинградские методисты – физики: Д.А. Александров, В.М. Алтухов, В.А. Зибер, И.М. Малышев,
Ф.Н. Красиков, М.Ю. Пиотровский, Н.Ф. Платонов и др.
Благодаря научно-исследовательским работам, проводимым в период с 1920 по 1940 гг. сотрудниками институтов Москвы и Ленинграда, была установлена определённая система учебного физического эксперимента. Система, существует сейчас в средних школах, и включает в себя: демонстрационные опыты, которые подготавливает и проводит учитель; лабораторные работы, выполняемые фронтально всем классом; практикумы, выполняемые звеньями учащихся в 2-3 человека; экспериментальные задачи, которые могут ставиться в виде демонстраций учителя или проводиться в виде лабораторной работы; домашние опыты и наблюдения. Причем каждый из этих видов эксперимента преследует свои методические цели и в системе дополняет другие.
|