НАЗАД Набор проволок разного сопротивления

В кабинете физики СПб АППО кроме приборов промышленного производства хранятся приборы, сконструированные или изготовленные руками методистов, например, прибор Александрова Д.А., прибор Знаменского П.А., машина Красикова Ф.Н.
Исследуемый самодельный прибор, изображенный на рисунке 1, позволяет демонстрировать: зависимость сопротивления проводника от материала и площади поперечного сечения, измерение сопротивлений, последовательное и параллельное соединение проводников и др.


Рисунок 1. Набор проволок разного сопротивления

Корпус прибора изготовлен из доски, покрытой с двух сторон черной краской, размером 55 см×10 см×1,5 см. Через каждые 2 см натянуты проволоки без изоляции длиной 50 см. Клеммы ввинчены в доску. С правой стороны доски под клеммами закреплены крючки (рис. 2) для соединения проводников разного сопротивления. Параметры проволок указаны на листе бумаги.
Размеры прибора малы, что позволяет отнести его к лабораторному оборудованию.  С другой стороны, величина букв текста показывает, что набор применяли для демонстраций. После определения по инвентарному номеру примерного времени изготовления – 1930-ые г., были проведены поиски информации в методических пособиях тех лет.



В пособии для учителя П.А. Знаменского «Лабораторные занятия по физике», ч.2 на стр. 175 есть рисунок 465 и краткое описание самодельного лабораторного прибора для изучения зависимости сопротивления проводника от материала и площади поперечного сечения. На деревянной доске наклеены полоски миллиметровой бумаги, вдоль которых натянуты провода из разных металлов (никелин, железо, медь), разного сечения, но каждый длиной 50 см; последние могут соединяться между собой латунными скобочками. Доска вставлена в подставки с вырезами. Даже поверхностное сопоставление главных характеристик (материалы, размеры, устройство) исследуемого прибора с текстом пособия приводят к выводу, что изначально прибор предназначался для практических занятий учеников.
Рисунок 2. Крючки соединительные

Органайзер исследователя

  1.  Рассмотрите внимательно рис. 1 и рис. 465; сопоставьте положение скобочек (крючков) для соединения проводников разного сопротивления. Поясните, почему соединительные крючки у исследуемого прибора укреплены с одной стороны.
  2. Можно ли с помощью набора проводников разного сопротивления изучать закон Ома? Если да, то как это сделать? Если нет, то объясните почему?
  3. Пройдя по ссылке, изучите статью о приборе для изучения свойств проводников второго рода, Рассуждениями подтвердите или опровергните утверждение: ванна с электродами является набором жидких проводников с разным сопротивлением.















Рейтинг@Mail.ru